«Субакги» и «Тэккен» во время правления династии Коре

Процитировано по ТАЭКВОН-ДО (Корейское искусство самообороны)

генерал Цой Хонг Хи основатель таэквон-до 1918 - 2002

В одном из разделов книги Ан Чжа Сана «Сказания о героях-воинах Кореи», посвященной истории древней Кореи, указывается, что школа Ю Сул (которая сейчас считалась бы школой джиу-джитсу) была известна как школа субакги и тэккен.

Ежегодно в мае на горе Маам в павильоне Как Чан император лично устраивал матч по этому виду кулачного боя. Победителю соревнований предоставлялся престижный государственный пост. Император сделал обязательным участие в данных соревнованиях для всех солдат.

Трое из победителей этих ежегодно проводившихся соревнований — Ли Ы Мин, Чжон Чжун Бу, Се Кен Сун со временем стали главными генералами во время правления династии Коре. Оказалось, что отношение короля к боевому искусству вылилось в нечто более существеннее, чем просто любопытство. В этой технике существовало 25 основных действий или поз.

Династии Силла и Коре были отмечены расцветом боевых искусств. Однако во время династии Ли эти искусства подвергались гонению. К концу правления династии Ли боевые искусства практически прекратили свое существование.

Завершающий удар был нанесен во время японской оккупации (1909 — 1945 гг.), когда занятия практически любым видам боевых искусств были запрещены.

Некоторые храбрецы с малочисленными учениками продолжали заниматься Тэккен в подполье. Патриоты боевых искусств, такие как Сон Док Ки, Хан Иль Дон и некоторые другие сумели сохранить жизнь этим искусствам.

После освобождения Кореи в 1945 году были сформированы новые вооруженные силы «Армия национальной обороны».

15-го января 1945 года молодой младший лейтенант Чой Хонг Хи, только что освобожденный из японской тюрьмы, начинает обучение некоторых своих солдат боевым искусствам. Последствия этого, ставшего теперь уже историческим, события проявились в том, что сегодня во всем мире известно под названием «таэквон-до».

В 1955 году комитет, членами которого стали инструкторы, историки и видные государственные деятели, открытым голосованием присвоил повое название национальному виду боевого искусства — «таэквон-до». Предложенное генералом Чой Хонг Хи имя состояло из трех частей — «таэ» (нога), «квон» (кулак) и «до» (искусство).

Доминировавшие в те времена названия боевых искусств тансу и консу были в большей степени связаны с китайскими и японскими стилями боевых искусств. Новое же название, помимо созвучности с древним Тэккен, несло новый оттенок — национальный.

Годы исследований и усилий по развитию оригинального стиля боевого искусства, проделанных генералом Чой, вылились в создание нового стиля таэквон-до — Чхан Хон (в честь автора). Этот стиль помимо основ тэккен, су-бакхви и каратэ впитал в себя множество новых действий руками и особенно ногами. Стиль Чхан Хон базируется на 24 комплексах действий (самый простой — Чунчжи, самый сложный — Тонгил), разработанных и отточенных генералом Чой Хонг Хи и его коллегами. Спустя 1300 лет корейский стиль боевого искусства достиг своего расцвета, превратившись из занятия для небольшой группы воинов-аристократов в вид спорта, культивирующийся более чем в 50 странах мира с миллионами занимающихся. Комбинация древней классической техники с последующими модификациями привела к появлению нового стиля самообороны и духовного самосовершенствования, равных которому нет в современном мире.
Приведенные выше исторические сведения были опубликованы в 1969 году в газете «Чосон» одним из виднейших историков Кореи, доктором Ли Сон Гын.

С другой стороны, в опубликованной в 1958 году книге Фунакоси Гитин (признаваемого отцом японского каратэ) утверждается, что каратэ является традиционным боевым искусством Окинавы. Он же утверждает, что каратэ развиваюсь с 9 столетия н. э. под именем «Тэ» рука). Когда техника Окинавы была модифицирована путем соединения с китайским квонбоп (стиль кулачного боя), новый стиль боевого искусства стал называться «Тотэ». Первая демонстрация этого стиля произошла в 1917 году.

В последующие годы стиль завоевывал популярность в Японии. В начале 30-х годов для того чтобы отличать каратэ от китайского квонбоп, слово «Тан» было заменено на «Кон» (в японском языке иероглифы «Тан» и «Кон» произносятся одинаково — «кара»).

В книге о каратэ, написанной Нагадони, автор отмечает, что по легендам и мифам прообразы современного японского сумо и дзюдо существовали в Японии более чем 2000 лет тому назад.

Одни теории выглядят более правдоподобно, другие — менее. Однако маловероятно, что когда-либо удастся найти достаточно убедительные свидетельства о месте и времени зарождения искусства самообороны без оружия. Эти попытки столь же бесплодны, как и попытки какой-либо страны утверждать, что именно на ее территории впервые человечеством началось использование огня. Являясь центром восточной культуры, Китай более всего подходит в качестве колыбели боевых искусств. Однако это вовсе не означает, что боевые искусства зародились именно там. Скорее всего, боевые искусства вообще не имеют конкретной Родины. Более вероятно, что происходившее повсеместно естественное развитие породило историческую необходимость в системе самообороны. Таким образом, Родина любого вида боевого искусства определяется национальностью его основателя, а не историей его страны.

Независимый взгляд на историю таэквон-до

Данная страничка представляет собой независимый, и, пожалуй, относительно объективный взгляд на таэквон-до.

Необходимо учесть, что из-за многочисленных вариантов прочтения, многие названия несколько искажаются. Например, Чхве Хонхи в данном тексте, Цой Хонг Хи в других, а также генерал Чой Хонг Хи — это один и тот же человек — основатель таэквон-до (тхеквон-до, а в некоторых прочтениях тхегвон-до).

Кроме того, основное внимание в данном тексте уделяется другому направлению таэквон-до (WTF), которое значительно отличается от ITF и действительно, как указывают авторы, малоприменимо в реальном бою. Тем не менее, как приводимая ниже цитата, так и сама книга представляет несомненный интерес для всех, кто интересуется восточными боевыми искусствами.

Процитировано по «История боевых искусств. Неизвестный Восток»

Под ред. Г. К. Панченко.-М..: Олимп; 1996

ISBN 5-7390-0137-4

В 1945 г. вторая мировая война закончилась, и Корея была освобождена. Корейские боевые искусства вышли из подполья, и тут-то выяснилось, что, хотя какие-то техники сохранились, духовно-философская традиция была утрачена. Кроме того, достаточно большое количество корейцев, вернувшихся из Японии, где они учились воинским искусствам, начали вести занятия в Корее. Да, залов было много, и число инструкторов, преподающих разные виды боевых искусств, тоже множилось, но мало кто из них серьезно знал историю своей школы и мог объяснить содержательную сторону ее традиций. В основном все сводилось к освоению голой техники, а корейская война между Севером и Югом 1950-1953 гг. только подстегнула спрос именно на инструкторов-прикладников, многие из которых тренировали военных — как корейских, так и американских. Так Америка впервые столкнулась с корейской традицией.
В это же время начал свой боевой путь будущий многократный чемпион мира и США по карате Чак Норрис. Как известно, после неудачной попытки изучить дзюдо, закончившейся для него переломом руки, он пытался найти себе подходящую школу и нашел ее, обнаружив почти анекдотическим способом. Проходя по улицам Сеула, где он в это время служил в армии, Чак увидел странную картину: из-за довольно высокого забора периодически взлетали, быстро исчезая, человеческие головы. Оказалось, что за забором проходила тренировка по тансудо и, шла отработка прыжковых ударов.

Изучив традиционное тансудо у мастера Син Джэ Чхоля, будущий чемпион вернулся в Штаты и начал достаточно активно участвовать в соревнованиях, в которых покрыл себя славой именно благодаря введенным им в американское карате высоким ударам ногами. Правда, полученной в Корее техники рук ему не хватало, и чтобы расширить ее, он стал изучать японские техники, так что современная американская ветвь тансудо, которую он представляет, находится под сильным влиянием таких направлений карате-до, как сётокан и иссин-рю.

По окончании войны 1950-1953 гг. в Корее сушествовало очень -много школ (кванов), в которых практиковались боевые искусства с самыми разными названиями: тхэсудо, субак, субак-до, квонбоп, тэгён, тэсудо, тансудо, тэквонбоп и так далее. Большая часть из них была близка к субак, уделяя особое внимание технике ног и высоких ударов ими, или являлась адаптированным вариантом карате-до.

Дело в том, что, во-первых, на волне поднявшихся после освобождения националистических и антияпонских настроений преподавать японское боевое искусство в чистом виде было невозможно, а во-вторых, потому, что эти корейские мастера, как и Чхве Ёнсоль в свое время, пытались слить полученные в Японии знания с собственно корейской традицией. Тем не менее до начала б0-х гг. эта тенденция развилась без попыток государства осознанно управлять развитием традиции боевых искусств.

Перелом в государственной политике по этому вопросу наступил с приходом к власти президента Пак Чонхи, режим которого по своей авторитарности мало чем отличался от режима коммунистической КНДР. В этот период впервые возникает стремление поставить боевые искусства на службу режиму, создав единое боевое искусство, которое находилось бы под контролем государства, в отличие от разрозненных направлений, которые могли служить прикрытием для беспощадно разогнанной Паком организованной преступности или каких-либо оппозиционных движений. Кроме того, такое боевое искусство явилось бы политическим орудием, символизирующим дух нации.
В 1964 г. корейское правительство попыталось объединить все школы (кваны) в ассоциацию единого боевого искусства, которому было дано название тэсудо. Однако идея эта провалилась, поскольку многие мастера (например, Хван Ки, руководитель школы «Мудоккван») считали, что это приведет к утрате индивидуальности их направлений и падению престижа их школ. Тем не менее, в следующем году «единый стиль» был создан.

Ведущую роль в его создании сыграл генерал Чхве Хонхи, занимавшийся ранее тхэккён и имеющий также черный пояс по карате-до. Новое искусство после долгих споров нарекли «тхэквондо», хотя многие отдавали предпочтение названию «субак». Однако перевес оказался на стороне «тхэквондо» не только потому, что так называлось боевое искусство, которое преподавал сам Чхве Хонхи, но и потому, что буквально слово это означает «путь ноги и кулака», тем самым как бы вбирая в себя все разновидности боевых искусств и являясь собирательным названием типа нашего «рукопашный бой», под которым можно понимать все что угодно. Стремясь как можно выше поднять престиж тхэквондо, а следовательно — и свою славу как его создателя, в 1966 г. Чхве Хонхи даже встречался с Оямой, предлагая ему объединить школы под общим названием «тхэквондо».

Чхве Хонхи, однако, возлагал большие надежды на единое боевое искусство и даже считал, что оно может стать способом объединения страны. Поэтому, когда в 1972 г. он посетил КНДР, он был обвинен властями Южной Кореи в государственной измене и был вынужден эмигрировать в Канаду.

Будучи руководителем уже созданной к этому времени Международной федерации тхэквондо (ИТФ), он перенес центр своей деятельности в Торонто, но большинство школ и инструкторов не поддержало его, оставаясь верными сеульскому руководству, образовавшему Всемирную федерацию тхэквондо (ВТФ), для которой, чтобы подчеркнуть отличие от ИТФ, даже были созданы самостоятельные комплексы формальных упражнений.
Практически в это же время, 30 ноября 1972 г., был открыт Куккивон — громадный комплекс, объединяющий и стадион, и штаб-квартиру WTF (ВТФ), и Академию тхэквондо. Процесс объединения школ завершился, ибо был создан единый учебный центр, так что разница между кванами сейчас практически стерта.

Что же до Чхве Хонхи, то он был вынужден контактировать с Северной Кореей, где тоже велись определенные разработки по созданию единого боевого искусства, которое там носило название «кук-суль» и тоже формировалось на базе стилей «высокой ноги», но под большим влиянием японских техник. Однако после знакомства с тхэквондо разработки по куксуль были прекращены, инструктора из других стран отозваны, и на Севере сейчас практикуют тхэквондо ИТФ.

Как мы уже отмечали, тхэквондо было создано подобно советскому самбо или китайскому «длинному кулаку» — выхолощенному стилю «чиновничьего ушу», лишенному глубокого духовного наполнения, но доступному, упрощенному и менее опасному для здоровья тренирующихся. Отметим, что системы разнообразных протекторов, доспехов, шлемов и т. п. впервые появились именно в тхэквондо. К тому же тхэквондо пользовалось и пользуется активной поддержкой государства.

К примеру, другие боевые искусства на Юге периодически запрещались, а многие не прошедшие унификацию стили (как, например, тансудо) стали считать разновидностью тхэквондо, и преподавание их за пределами страны было связано с очень большими трудностями. К примеру, мастер Хван Ки, о котором мы уже упоминали, очень долго не мог получить от правительства разрешение на это.

Такое положение напоминает и ситуацию в нашей стране во времена застоя, когда единственными разрешенными видами боевого искусства были самбо и дзюдо, и политику китайского правительства, активно пропагандирующего «чиновничье ушу» и запрещавшего преподавать за пределами Китая традиционные прикладные системы боя. Одновременно создается, и история тхэквондо, напоминающая, условно говоря, «Краткий курс истории ВКП(б)» своим стремлением представить все многогранное развитие корейских боевых искусств как развитие именно тхэквондо, и только тхэквон? до.
В изложении теоретиков Куккивона это выглядит примерно так:

«Корни тхэквондо уходят в глубокую древность, когда наши предки должны были развивать в себе определенные способности в рукопашном бою, дабы защитить себя от хищников и добывать хлеб насущный. После обретения оружия способности эти отнюдь не редуцировались, а, наоборот, получили развитие, будучи связанными с различными играми и религиозными обрядами и ритуалами, в ходе которых развивались как боевой опыт, так и различные упражнения, направленные на улучшение здоровья или связанные с проводами души умершего. Рисунки людей, практикующих древние формы тхэквондо как сложившуюся систему, впервые встречаются в королевских и иных гробницах династии Когурё, начиная с I в. н. э. Свое развитие тхэквондо получило и в период Объединенного Силла (VI-Х вв.). В пещерном храме Соккурам, построенном в 731 г., без сомнения, изображают не просто воинов, а воинов в боевых стойках. В это время корейские традиции рукопашного, боя, были известны в основном в виде хварандо. В последующие эпохи тхэквондо было известно под названием субак или тхэккён, в том числе — и в народе, пользуясь покровительством двора. Присутствие вана (правителя) на соревнованиях мастеров субак часто отмечалось корейскими летописцами, особенно в период правления короля Ыйджона (1147-1170). В последующее время в Корее появляются и китайские стили, оказавшие, наряду с субак и тхэккён, большое воздействие на современное тхэквондо. Раздел о кулачном бое включен в наиболее известный трактат «Муе тобо тхонджи», посвященный главным образом техникам работы с оружием и изданный в 1790 г. К сожалению, в последние годы правления династии Ли (1392-1910) государственная поддержка тхэквондо ослабла, и после аннексии Кореи Японией в 1910 г. тхэквондо было серьезно потеснено привнесенными китайскими и японскими видами спорта. Тем сильнее после освобождения Кореи в 1945 г. было желание воссоздать его как самобытное корейское искусство. Уже с 1945 г. начали свою деятельность девять дворцов боевых искусств — кванов, в которых под разными именами (к примеру, тансудо или субак-до) практиковалось тхэквондо. В дальнейшем все школы были объединены, и с 1962 г. тхэквондо было провозглашено национальным видом спорта и включено в программу государственных соревнованй. В 1979 г. Международный олимпийский комитет признал тхэквондо видом спорта, заслуживающим олимпийского признания. Произошло это во многом благодаря деятельности руководителя ВТФ — господина Ким Ун Ёна, направленной на завоевания международного признания и распространения тхэквондо.
Действительно, Ким Ун Ён немало сделал для развития этого боевого вида спорта; отношение его К боевому искусству — другой вопрос… Впрочем, спортивный уклон — не вина, а беда этого мастера.

Сейчас ВТФ имеет филиалы в 118 странах мира, в том числе — в СНГ и странах Восточной Европы. В них насчитывается более 25 миллионов занимающихся, на благо которых трудится более трех тысяч корейских инструкторов, аттестованных Куккивоном. В самой Республике Корея имеется более пятнадцати тысяч секций, а с 2000 г. тхэквондо станет олимпийским полномасштабным видом спорта.

Но, пожалуй, именно спорта, поскольку схватка ведется в основном в протекторах и удары разрешаются только в защищенные ими места, причем удары ниже пояса и атаки лица кулаком не рекомендуются, равно как и атака упавшего. Все виды захватов запрещены; за броски, толчки и атаки коленями засчитываются предупреждения, так что ближнего боя практически нет вообще. Перчатка очень сильно сковывает положение руки и кисти. К тому же при подсчете очков удар ногой всегда имеет преимущество перед ударом рукой, агрессивное поведение предпочтительнее оборонительного, атака головы считается лучшей, чем атака корпуса (последняя в ряде случаев вообще запрещена — например, удары руками в торс), а удар в прыжке предпочтительнее, удара из стойки.

Это стимулировало появление новых техник, которые, хоть и очень эффективны, малоприменимы в реальном бою, а техника защиты уступила место обоюдным атакам, ориентированным не столько на то, чтобы уберечь себя от попаданий противника, сколько на то, чтобы получить максимальное число очков.

Естественно, многие ревнители традиции считают такие правила ненормальными, провоцирующими травматизм на арене и начисто лишающими бойцов навыков реального боя, превращая их мастерство в «искусство наносить пощечины ногами». Многие даже говорят, что в Куккивоне тхэквондо превратили в тхэквонспорт.

Таково, в частности, мнение Чо Хи Иля — одного из ведущих специалистов по тхэквондо в Америке. Его направление практикует более реальный стиль боя, который зрители нашей страны могли наблюдать в фильме «Лучшие из лучших», где он снялся в роли главного тренера корейской сборной, а его ученики — в ролях членов этой команды. Понятно, что такая политика вызвала негативную реакцию со стороны даже тех традиционных мастеров, которые стояли сами у истоков тхэквондо. К примеру, Хван Ки практически отделился от Куккивона и перенес центр своей активности в США, где преподает тансудо.